ladstas (ladstas) wrote,
ladstas
ladstas

Category:

Традиционные особенности встречи праздника Бога Купала у Староверов и Родноверов

Встреча Древнего праздника Бога Купала одна из Традиций нашего народа. Древняя Традиция наших Предков сохранилась как на Урале и в Сибири, так и в средней полосе, на юге России и на Украине. В Сибири Традиция сохранена Православными Староверами, а в средней полосе и на юге – Православными Родноверами.
ПРИМЕЧАНИЕ к статье: у славян 4 главных праздника в Лете - связанные с Солнцем и солнечными Богами - ипостасями Солнца-Ра - два Солнцестояния и два Равноденствия. Бог Купала не относится к солнечным Богам... Купала и Кострома (брат и сестра - близнецы) дети Богини Ночи Купальницы и Бога /огня/ Семаргла.

Праздник Бога Купала в Урало-Сибирской Традиции Православных Староверов.

В Лето 7524 от С.М.З.Х., Месяца Хейлетъ (Получения Даров Природы), на 7-й день, Староверы Урала и Сибири празднуют День Бога Купала. Это день Очищения Духа, Души и телес. День Радости, Света, Обновления Жизни. В современном календаре он приходится на 8-9 июля 2016 г.

Староверы считают, что праздник Бога Купала не приурочен к дню летнего Солцестояния. В дни летнего Солнцестояния они празднуют день Числобога,  солнечного Бога Хорса и Родоницу. Праздник Бога Купала до революции 1917 г. праздновался именно 22-23 июня (по Юлианскому календарю), а в современное время празднуется, в связи со сдвигом в календарях 7,8,9 июля (по Григорианскому календарю), а не в день летнего Солнцестояния.

Сдвиг в числах празднования произошёл тогда, когда после революции в России (Луначарским и Лениным) был принят (современный) Григорианский календарь. Поэтому, из-за отставания Юлианского календаря, от ныне принятого Григорианского, праздник в наше время празднуется с 8 на 9 июля.

БОГ КУПАЛА (Купало) – Бог, который даёт человеку возможность сотворить всякие омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней (Купа - совместно). Он Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь. Купала – весёлый и прекрасный Бог, одевающийся в лёгкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитали как Бога тёплого времени Лета, полевых цве­тов и полевых плодов.

Многие Славяно-Арийские Роды, занимающиеся полевод­ством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами – Перуномъ и Велесомъ. Перед началом жатвы и сбором полевых плодов, в честь Бога Купалы проводился праздник, на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Предкам приносили безкровные жертвы.

На празднике Православные Староверы свои безкровные жертвы и требы бросают в огонь Священного Свастичного Жертвенника, чтобы всё принесённое в жерт­ву появилось на праздничных столах Богов и Предков. После принесения безкровных жертвоприношений от жи­вого огня Священного Свастичного Жертвенника общин­ники зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению рек.

При этом на свечу или огневицу, Православные Старове­ры из различных общин наговаривают свои со­кровенные желания или просьбы об избавлении от хворей-болезней, всяческих неудач, различных проблем и т.п. Этот обряд можно объяснить следующим образом. Горящая свеча или огневица освещает просьбу или жела­ние общинников, вода реки запоминает их и, испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания Православных Староверов.

На празднике каждый из Православных Староверов должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов и к началу полевой жатвы. Полное очищение Православных Старове­ров состоит из трех частей:

Первое очищение (Очищение Тела). Каждый присутству­ющий на празднике в День Бога Купала должен омыть своё тело в священных водах (реки, озера, водоёма и т.д.), чтобы смыть с себя усталость и грязь.

Второе очищение (Очищение Души). Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает Душу человека.

Третье очищение (Очищение Духа). Каждый Старовер, присутствующий на празднике в День Бога Купа­ла, а также желающие могут очистить и укрепить свой Дух. Для этого из горящих углей большого костра создают Ог­ненный Круг, по которому Староверы из различ­ных родовых Славянских и Арийских общин ходят боси­ком. Тех желающих, кто впервые решился пройти по уг­лям, дабы очистить и укрепить свой Дух, общинники ве­дут через Огненный Круг за руку.

Этот праздник неразрывно связан и с другим событием древности. В древние времена Бог Перунъ освободил на Кавказе из плена своих сестёр и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (о. Зайсан). Об этом событии также повествеутся в 5 клубке Песен Птицы Гамаюн:

В Святый день Бога Купала, От Великаго и до мала. Собирайтеся, очищайтеся,
Во Святой реце, Во Святым Огне, Собирайтеся, очищайтеся.

Отче Огнь, Мать Вода, Очищают нас всегда, От нечистаго - Силой Чистаю,
Во Святой реце, Во Святым Огне,
От нечистаго - Силой Чистаю.




На Купальской Поляне (площадке) ставится меч Перуна (3-5 метров высотой), изготавливается из поваленного Молнией (Выбор Перуна) - хвойного или лиственного дерева. Изготавливать меч из дерева должны все мужчины, участвующие в празднике. К Мечу Перуна, воткнутого в землю, приставляется по кругу дровенник из хвороста, найденной древесины, щепы и пр. Заранее готовится березовая кора для разжигания.

Девушки-русалки в венках собирают солому и вяжут куколок (детей Купаленки), а также плетут венки для своих мужчин (должна быть русалочка в возрасте, которая будет делать венки для одиноких мужчин с материнским благославлением). Юные русичи готовят факелы (их можно заготовить заранее) из веток и соломы для факельного шествия и хоровода во Славу Купалы.
Нужно подготовить призы для лучших венков и гирлянд, а также особенно для русской национальной одежды (гостям), а детям малого возраста за лучший прочитанный стих или рассказанную сказку.

Необходимо иметь свечи женщинам, а каждому коллективу (или нескольким коллективам) с четырех сторон вокруг большого костра с мечом Перуна зажечь небольшие костры, в центр которых бросается кукла — купаленка как образ умершего Предка у коего просят милость (слова произвольные) во славу Купалы.
С начала зажигаются маленькие костерки. Разжигание Огня должно проходить с помощью солнца, через увеличительное стекло, либо с помощью кресала. Огонь изначально должен быть живым, над которым поются любые русские народные песни, Жрец огня следит за костерком.


Ровно в полночь русичи, собираются к кострам Родов и к Мечу Перуна. Четыре Жреца Купалы объявляют зачин и Жрецы Огня берут горящую ветвь или головню от Родовых костров и зажигают с четырех сторон Купальский Костер. Жрецы Купалы во время зажигания Костра читают и поют Гимн Купале, пока Пламя костра не поднимется высоко вплоть до рукояти Меча.
Общинники, те кто знают Гимн Богу Купале - подпевают. Остальные провозглашают "Слава Купале!" без остановки.
Когда костер загорелся, все участники Праздника Купалы должны быть в венках. Тут вокруг главного костра начинается хоровод с Гимном Огню. Те кто не знает слов, славит Бога Купалу. В хороводе обязаны принимать участие все присутствующие. Заранее нужно подготовить кучку хвороста, из которой Русичи будут брать по веточке и кидать в Купальский костер с пожеланиями Любви, Лада и счастья. После Пения Гимна Огню начинают петь Русские хороводные песни, а Жрецы Бога Купалы встают с 4 сторон от Костра и провозглашают:


Да будут все существа мирны! Да будут все существа спокойны! Да будут все существа счастливы!


Поворачиваясь по 3 раза на все стороны света (начиная с Севера), по часовой стрелке от костра, затем вверх и вниз, Жрецы Бога Купалы провозглашают Славу Богам Стихий:


Слава Земле - Матушке! Слава Воде - Матушке! Слава Ветру - Батюшке!
Слава Огню - Батюшке! Слава всем Стихиям! Матери - Природе Слава!
Сурье - Солнцу Слава!

Славят Богов все общинники и коллективы.
Прогорая, меч Перуна падает, и его достают из Костра Жрецы Купалы, оборачивают полотенцами в местах соприкосновения с руками и осторожно несут к реке. Все общинники следуют за ними с зажженными свечами и факелами. Во время шествия Купалы поётся Гимн Светой Земле.
У Реки Жрецы Купала раздеваются до исподнего входят в реку с Мечом Перуна и на глубине до плеч его отпускают по течению с прославлениями Купалы. Общинники и гости также раздеваются и входят в реку для омовения телес.
Женщины привязывают к венкам свечи (делаются плотики заранее, дощечки небольшого размера) и отправляют по течению с прославлениями Купалы и пожеланиями Лада в Роду или Любви Суженого.


Вернувшись к костру, общинники продолжают водить Хороводы и петь песни. Молодые люди и гости показывают свою удаль, уменья. К тому времени остается только Купальский костер, через который начинают прыгать общинники и гости для очищения Души.

Во время Обряда очищения Души Жрецы Купалы по своему усмотрению могут читать гимны из "Колославления", Славяно-Арийских Вед и других Свещенных для Славян и Ариев книг.
Возлюбленные прыгают через Купальский Костер парами, желая друг другу Любви, Лада, Радости. Остальные также, прыгая через Купальский Костер, желают друг другу и Богам Славы, Любви, Лада, Радости. После Обряда Очищения Души начинаются игры (ручеек, цепи кованные, Обряд испытания судьбы - испытание влюбленной Пары, самый высокий прыжок через костер, и.т.д.), также пьют Суряный напиток, вкушают блюда.
Приходит Время Пира. Общинники пьют травяной чай, соки-нектары, квас, молоко. Боги принимают в Требы. В Купальский Костер почтительно кладут хлеб, зерно, овощи, фрукты, на землю вместе со славлениями Богов и Предков наших. Рядом с Купальским Костром с помощью руги (чаша для возлияний) льют сурью, соки, нектары, молоко, мед.
Угли Купальского Костра целебны, потому после Купальского Пированья и пения всех Хороводных и застольных песен, Общинники и пожелавшие гости (за гостями нужно присматривать Жрецам Купалы и Жрецам Огня) могут походить по углям (когда они должным образом прогорят), чем они осчастливят себя Обрядом Очищения Духа (Жрецы Огня проходят первыми. Жрецы Купалы также в обязательном порядке проходят сей Обряд).
Перед тем, как идти по углям становятся в круг и начинают славить Богов. Первым славят Бога Купалу, затем других Богов по очереди, каждый произносит прославление: «Слава Богу Купале!», все хором говорят «Слава, Слава, Слава!!!», затем следующий и так по очереди....

Далее проходит праздник, поют песни, танцуют, радуются, проводят братчину и ищут цвет папоротника, появляющегося именно в ночь этого радостного для всех нас праздника.


НА КУПАЛУ РАНО СОЛНЦЕ ВЗЫГРАЛО,

СОЛНЦЕ ВЗЫГРАЛО НА ДОБРЫЕ ГОДЫ,

НА ДОБРЫЕ ГОДЫ, ДА НА ТЕПЛЫЕ РОСЫ,

НА ТЕПЛЫЕ РОСЫ, НА ХЛЕБА-УРОЖАИ!

ГОЙ! СЛАВА!

Купале слава!

***


В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.

Гимн-Правьславление Богу Купале:

Купала, Бозе наш! Славен и Триславен извечно Буди! Тя все-родно прославляем, на земли наша призываем! Даруешь всяко очищение, для Бозех наша в правьславление! Даруешь родам наша обильну жатву на полях страдных, и полные закрома в хоромах наша. И Тебе мы славу поём ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Гимн Богу Купале:

В святый Денъ Бога Купалы
От великаго и до мала
Собирайтеся, очищайтеся,
Во святой реце во святым огне
Собирайтеся, очищайтеся
Славься Бозе наш Перун,
Славься Птица Гамаюн,
И все Предки наша,
Лада-Матерь наша;
Славься Мудрый Бог-Сварогъ
Да Асгардъ-Светой чертог.
И Небесный Вырий,
Свят текущий Ирий.
Отче Огнь, Мать Вода,
Очищают нас всегда
От нечистого - Силой Чистою.
Во святой реце, Во святым огне,
От нечистого - Силой Чистаю.
Разсветай Перуновъ Цвет,
И даруй нам много лет.
Очищай Купала нас
Во Святой Воде,
Во Святой Земле,
Во Святым Огне.
Слава Богу Купале! (3 раза)

ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА

Жар-цвет, Цвет-Свет (свет, свечение, аура) папоротника; обладает особыми таинственными свойствами, делающими это растение волшебным. В старинном травнике о Папоротнике сказано: «Есть трава чёрная Папороть, растёт в лесах, около болот, в мокрых местах; рос- том в аршин, а на стебле маленькие листочки, с испода большие листы. А цветёт он накануне Купальского дня в полночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти». У Папоротника всё не так, как у других растений: и листья диковинные с острыми зубчиками, и размножается он не семенами, а спорами. Каждый лист, словно птичье крыло, по-древнерусски – «папороть», отсюда и название пошло. Собраны эти листья в красивую розетку.

Называют ещё Цвет папоротника Перуновым цветом, так как люди думают, что он начинает «расцветать» в грозовые Купальские ночи. И при этом разливает такой яркий свет вокруг, как само солнце. А если ливень в Купальскую ночь прошумит, так Папоротник-огнецвет сразу после грозы может распуститься-засветиться – тут уж гляди в оба, не упусти! Так как появляется Цвет-Свет только на короткое время, и всегда по-разному и в разных местах: то блеснёт короткой молнией на одно мгновение, то светит целый час после полуночи, а то и до первых петухов заливает округу призрачным светом. Вот и ищут люди Перунов цвет в короткие летние ночи, пока шумят благодатные грозы: с Купальских дней до начала августа – дней Перуна-громовержца.

Много тех людей, кто ищет Цвет Папоротника, но мало кто видит этот волшебный Цвет-Свет, это тоже надо уметь сделать. А те, кто видят – не всегда знают, как взять его; а те, кто сумел взять – не всегда могут удержать. Совсем не каждому из людей даётся в руки заветный Жар-цвет папоротника. Надо ведь себя победить: лень со страхом одолеть, от тщеславия да корысти избавиться, с чувствами своими совладеть и советов умных строго слушаться. Охраняют таинственный Цвет-Свет лесные духи и Берегини, стерегут бесы и тёмные нави: напускают туман, сбивают с дороги, вызывают видения, отгоняют хохотом и свистом, хватают за подол и щекочут, могут даже знакомым человеком перекинуться (обратиться), чтобы уговорить вернуться. Все они защищают Перунов цвет от случайного прохожего.

Если же кто-то, наученный ведающими людьми, смог взять Жар-цвет, он должен все свои силы приложить к его сохранению. Говорят, что нельзя в эти мгновения оглядываться по сторонам и выходить за очерченный круг: нужно ждать до утра в молитве, закрыв глаза и прогоняя страх. Или, наоборот, в старых травниках советуется: «Сорвав цветок, сожми его в руке крепко-накрепко и беги домой без оглядки. Если оглянешься – весь труд пропал: Жар-цвет исчезнет!».

Но тот, кто оказался сильнее всех напастей и испил жизненную силу волшебного Цвета (то есть соединил её со своей силой) – словно бы получает часть силы Перуновой, божественной. Такой человек перестаёт бояться бури и грома, не страшны ему огонь и вода, недоступен становится он злому чародейству, может повелевать духами Природы (и светлыми, и тёмными). Обладателю Жар-цвета открываются все клады и богатства земли, становится ведомо всё скрытое и тайное, прошлое и будущее, начинает понимать он язык птиц и зверей. Считается, что тот, кто носит при себе Цвет папоротника, может делаться незримым для других и мгновенно перемещаться из одного места в другое. Но и постоянные испытания будут подстерегать этого человека – всегда найдутся люди и тёмные сущности (нави), которые захотят отнять Огнецвет. Только чистые Душой и сильные духом люди могут владеть Цветом папоротника долго и счастливо.

«Один крестьянин искал накануне Купальского дня потерянную корову; в самую полночь он зацепил нечаянно за куст Папоротника, и чудесный цветок попал ему в лапоть. Тотчас прояснилось ему прошлое, настоящее и будущее; он легко отыскал пропавшую корову, сведал о сокрытых в земле кладах и насмотрелся на проказы лесных духов. Когда крестьянин воротился, домашние слыша его голос и не видя его самого, пришли в ужас. Но он разулся и выронил цветок – в ту же минуту все его увидали. С потерею цветка окончилось и его всевидение, и позабыл он места, где недавно любовался зарытыми сокровищами. Рассказ этот заканчивается и так: к мужику, который сам не понимал, откуда далась ему мудрость, явился переодетый чёрт, купил у него лапоть и вместе с лаптем унёс и Папоротников цвет». («Энциклопедия русских преданий»)

«В ночь на Купалу, в глухую темень, выходят из своих шалашиков на болотных кочках маленькие старички-луговички, каждый с пенёк ростом, – на мир посмотреть. Забредёшь в эту пору и померещится, что кто-то выглянул из-за бугорка и спрятался, а чуть поодаль – булькнуло вдруг в омуте. Ждёшь – вот-вот Огоньки-цветы покажутся...

Ходит и ходит вокруг Цветка мужичок с ноготок, борода длинная, зипунишко с деревянными пуговицами, шляпёнка мятая, на ногах сапоги без каблуков. Подпоясан свяслом, каким снопы вяжут, с тугими свисающими вниз пшеничными колосьями. А меж листьев Папоротника, похожих на крылья орла, всё мерцает и мерцает красная почка. Когда наступит полночь, раскроется яркий Цветок, озарит всё вокруг ослепительным светом, и молнии засверкают в ярости. Начнёт тут Папоротник своими лапами махать. Всё машет и машет, будто хочет поймать кого-то. Старики сказывают, то нечистая сила в кустах бесится. А ты не бойся. Подойди, сорви, унеси цветок с собой. Все тайны земли тебе подвластны станут. И всю жизнь счастлив будешь». («Когда цветёт папоротник» В.С. Моложавенко)

«...Предание приписывает ему цветок серебристого цвета, чрезвы- чайно блестящий, напоминающий собой огонёк. Цветение продолжается в полночь не более часа. Этот Цвет, по народному верованию, очень полезен тем, кто желает быть умным и богатым...» («Русский народ, его обычаи, обряды предания»).

**************************

Праздник Купало в Традиции Православных Родноверов средней полосы России и Украины.

КУПАЛО (Купала, Купайло, Семиярило) – Бог наивысшей яри Солнца – летнего Солнцестояния, наибольшее объединение противоположностей (воды и огня, мужчины и женщины, Солнца и Луны), наивысшее проявление Любви, опекун и защитник свадебных пар. Праздник Купало – великое единение Бога Огня Солнца-Семиярила с животворной Богиней воды Даной.

Бог Купало – ладователь и объединитель, мощь которого в зрелой буйной силе и осознании единства всего живого. Он символизирует рождение летнего Солнца-Купала и, тем самым, завершает господство весеннего Солнца-Ярилы. На празднике Бога Купало открываются Небесные Врата и все славословия легко летят в Ирий к Богам и Предкам. Это наилучшее время для того, чтобы начинать новые и серьёзные дела, которые нуждаются в покровительстве Высших Сил. Купало является проявлением достижения зрелости и способности к самостоятельному разрешению важных дел.

В Купальскую ночь Мать Земля обладает наибольшей волшебной силой, которую отдаёт всем, а огонь и вода имеют наибольшую животворную и всеобъемлющую целебность. Купальская роса считается целебной и животворной, а травы, сорванные в эту ночь, имеют непостижимо большую волшебную силу.

В пожертвование Купале приносят: венки из цветов, орехи, мёд, горох, хлеб, блины, пироги, фигурное печенье.

21 июня – Купальский зачин, летнее Солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды. Ведающие люди в этот день славят летнее Солнце-Семиярилу, которое рождается в эти дни.

23 июня – ночь на Купало. Приходится на третью ночь летнего Солнцестояния. Она соединяет людей с Божественным миром Природы. Особенно эту ночь любит праздновать молодёжь, участвуя в обрядовых действах, которые начинаются вечером и заканчиваются встречей Солнца-Купало. Накануне Купало проводятся свещенные обряды и действа. В Купальскую ночь, когда всё изобилует зеленью, Бог Купало благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодых скрепляет Любовью. Пара, которая берётся за руки и трижды перепрыгивает через свещенный Купальский Огонь, считается помолвленной.

В Купальскую ночь Даждьбогъ в лике Перуна возжигает свет папоротника, и счастлива та пара, которая увидит этот волшебный свет. Но зажигается свет папоротника не столько в мире Яви, сколько в Душе человека, который нашёл своё предназначение, твёрдо стал на Духовный Путь и уверенно идёт к цели, не оглядываясь; потому такой человек владеет непостижимо большим счастьем, и знает, что ему делать в мире. Пары, которые соединяются душами и находят один путь на двоих, получают способность ведать Правь, а это – наибольшее богатство во всех мирах.

В это время Небесное светило находится в куполе – наивысшей Небесной точке, потому дни длиннее всего, а ночи – кратчайшие. Растительный и животный мир получает наибольшее количество тепла и света, вызревают зерна и плоды.

В Купальскую ночь полевые и лесные травы обладают исключительно волшебными свойствами, имеют большую лечебную силу. Сбором зелья занимаются в основном старшие люди, потому что им больше всех нужная помощь лекарственных растений. Собирать травы выходят рано утром. В это время загадывают самые сокровенные желания, и они, так или иначе, осуществляются.

24 июня. Купала. Рождество летнего Солнца (Семиярила). Отмечается на третий день после летнего Солнцестояния, когда Солнце-юноша становится Солнцем-мужчиной. Утром – освещение воды, колодцев, сбор лекарственных растений.

Символика смерти на празднике Купало.

В Купальской обрядности, помимо символики семейного союза, обязательно присутствует и символика смерти. Самый длительный день в году означает конец прибавления и начало убывания его продолжительности – в «зрелости» всегда присутствует и начало «старости».

Символом смерти в Купальской обрядности является торжественное ночное шествие (и возвращение) процессии с куклой Ярилы в иной, загробный мир – на Луга Велесовы (желательно, по Калинову мосту через реку Смородину). Этот своеобразный ночной «крестный ход» с факелами (фонарями) и пением соответствующих гимнов возглавляют Волхвы, несущие на шесте куклу Ярилы. Также, символика смерти в Купальской обрядности присутствует в виде «огненного кродирования» соломенной куклы Ярилы. Мистическое кродирование Ярилы – символ начала убывания Его Силы вместе с убыванием дня, которое начинается с Купалы. Другим символом смерти является сжигание Купальского Деревца. В этом случае сначала за Деревце ведётся борьба, символизирующая стадию перехода от Жизни к смерти, стадию драматического умирания. Ветки Деревца, доставшиеся участникам во время борьбы, сохраняются ими, как символ плодородия.

ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://ladstas.livejournal.com/161636.html
Tags: Боги славян, Купала, Наследие Предков, Праздники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ladstas december 22, 06:36 5
Buy for 30 tokens
Зимнее славянское Новолетие по славяно-арийскому кОлендарю, Коловорот-Новое Коло (новый круг Яр-Солнца) начинается 13 Бейлетъ - месяца сороковника Белого Сияния и Покоя, или 22 декабря 2020 (по древнему славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару - с 18 часов по местному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal