К этому выводу склоняют и результаты археологических исследований, согласно которым территория современной Сибири (за исключением северных районов) была заселена «белыми людьми» как минимум еще за 13 тысяч лет до н.э. В Прииртышье обнаружены курганные захоронения и остатки городищ. Специалистам известно, что Л.Н. Гумилев в работе «Динлинская проблема» высказывал свое мнение относительно расовой принадлежности древнего населения Восточной Азии к северу от реки Хуанхэ. Русский географ и путешественник Г.Е. Грумм-Гржимайло (1860-1936) также обоснованно считал, что в далеком прошлом весь умеренный пояс евразийского континента был заселен
Принято считать, что присоединение Сибири к Московскому царству является заслугой Ивана IV. Но кто в действительности был инициатором похода и как относился к нему государь Московский? И что свершилось: присоединение или воссоединение Московского государства с Сибирью? Сибирью, которую западноевропейские картографы долгое время именовали Tartarie, или Grande Tartarie (Тартария, или Великая Тартария).
.
Даже на российской карте Азии 1737 года мы встречаем название Татария.
Особенно показательны в этом отношении карты С. Герберштейна (1549 г.), Г. Меркатора (1594 г.), И. Гондиуса (1606 г.), Г. Сансона (конец XVII века). Западноевропейские исследователи были убеждены, что Сибирь населена потомками скифов, и указывали местоположение их городов. Меркатор, кстати, именует Карское море Татарским, или Скифским океаном, знает о городе Грустине в верховьях Оби, городах Коссине и Серпонове. Гондиус зафиксировал на своей карте города Грустина и Камбалык, Сансон - город Арса. Обо всем этом любознательный читатель может прочитать в книге Николая Новгородова «Сибирское лукоморье», изданной в Москве в издательстве «Вече» в 2007 году.
Сибирские предания повествуют о древней державе (Рассении, Та/р/тарии), возникшей на сибирских просторах в незапамятные времена. Именно из этих земель уходили за горы Рипейские (Урал) на запад волна за волной потомки европейских народов, включая славян. Так что есть основания вести речь не о присоединении, а о воссоединении Сибири. К сожалению, до наших дней не сохранилось письменных свидетельств о тех временах. Они погибли в огне пожаров в период многочисленных войн (или были уничтожены иудохристианами...). Разрушился оставленный жителями Асгард Ирийский, на месте которого позднее, в XVIII веке, отстроили Омск.
Малоизвестный факт: на данное место указывали еще в лето 7136 (1628 год н.э.) воеводы города Тары царю Михаилу Федоровичу, а в лето 7198 (1690 г.) - русский географ и картограф Семен Ульянович Ремезов (он писал, что город нужно восстановить: «предстоит вновь быти городу...»).
В его рукописной «Чертежной книге Сибири», русском географическом атласе из 23 карт, можно почерпнуть немало информации о доромановской Сибири.
Согласно преданиям, сибирская Та/р/тария до своего поражения в войнах с джунгарами и кайсаками управлялась представителями нескольких великих родов: асов, тархов, демиурков, темучинов, словен, скифов, русов, вендов, кимров, гетов, станов, гуннов...
Иван IV, ориентированный, как и большинство последующих царей, на участие в европейских делах, был против осуществления похода в Сибирь. Поэтому, когда он получил от чердынского наместника Василия Перепелицына (Чердынь - город на севере современного Пермского края. - Ред.) сообщение-донос о том, что казаки ушли в Сибирь по уговору с купцом и солепромышленником Семеном Строгановым и его сыновьями, то потребовал от Строгановых вернуть отряды назад.
В западной части Сибири тогда шла непрерывная междоусобица. Соправители образовавшегося Сибирского ханства (столица Кашлык) Едигер и Бекбулат в 1555 году признали вассальную зависимость от Московского государства. Однако в 1563 году власть захватил пришедший с юга хан Кучум родом из чингизидов. Он перестал платить дань Москве, а в 1573 году его племянник Маметкул с вооруженным отрядом дошел до Перми, потревожив владения Строгановых. Кучум стал насаждать на своих землях, где доминировали древние верования, новую религию - ислам.
Его ханство, несмотря на огромные территории, было малонаселенным. В 1555 года послы Едигера, просившего Ивана IV принять Сибирь «под свою руку», утверждали при определении размеров дани, что в ханстве проживают всего 30.700 взрослых мужчин.
Угрозу для привычной жизни в сибирских землях представляли и джунгары, обитавшие в то время на землях между озером Балхаш, горами Тянь-Шань и верховьями Иртыша и враждебно относившееся к своим северным соседям. На рубеже XV и XVI веков начались систематические вторжения джунгар в пределы Та/р/тарии (автор имеет в виду не современный Татарстан, расположенный на территории древней Волжской Булгарии, а Сибирь. - Ред.), приводившие к огромным человеческим жертвам. Если раньше сибиряки могли выставить от 5 до 9 тьменов войска (50-90 тысяч воинов), то теперь счет шел лишь на несколько тысяч.
Джунгары упорно продвигались на север восточнее Иртыша в направлении Асгарда Ирийского. Западнее Иртыша продвигалась на север Кайсакская орда (Киргиз-Кайсакская орда. - Ред.). В 1530 году усилия джунгар увенчались успехом. Они взяли и разрушили Асгард. Местное население, спасаясь от захватчиков, было вынуждено отходить все дальше на север - до города Тара (находился южнее современного одноименного города). Позднее, в лето 7230 (1722 год н.э.), в Таре произошли волнения населения, известные как Тарский бунт. Жители протестовали против преследований инаковерующих. После подавления восстания по указу лжецаря Петра I состоялись массовые казни. Сотни инакомыслящих «скитских старцев» были повешены, четвертованы, посажены на кол (до сей поры в Таре есть место, называемое Колашный ряд, так как на этом месте при самозванце Петре Алексеевиче сторонников Родной старой Веры сажали на кол).
В официальных документах того времени писалось: «...В 1722 году, егда по указу его императорского величества... велено было всем российским подданным учинить присягу, тогда последовало от Тарских граждан некоторое ослушание и причтено было за бунт, посему многия Тарские жители и получили смертную казнь, яко-то: отсечение головы, повешение за ребра, иные посажены на кол и протчими наказаниями усмирены. В сие время до 500-т домов лучших граждан раззорено, и от того времени город Тара прежнего могущества, красоты и многолюдства лишился».
Это происходило в XVIII веке, а тогда, в середине XVI века, правители фактически утратившей свою государственность некогда Великой Та/р/тарии по совету духовных авторитетов (волхвов) стали искать союза с Московским государством, используя связи Сибирского татарского ханства с Москвой. Упоминавшийся выше Едигер (некоторые исследователи называют его также Ядкаром или Жадигером) согласился выплачивать Москве дань и просил взамен поддежки воинской силой. Уплату дани Иван IV приветствовал, однако в военной помощи отказал.
Захват власти Кучумом создал в западной части Сибири новую военно-политическую ситуацию. Происхождение этого хана неясно. Часть историков считает его выходцем из Бухарского ханства и даже сыном правителя Бухары (есть и другие точки зрения на происхождение Кучума: киргизские степи, Казахское ханство; по некоторым сведениям, он принадлежал к Шибанидам, которые вели свой род от Шибана - внука Чингисхана по линии его старшего сына Джучи. Его имя в переводе означает «пришелец», «переселенец», «степняк». Возможно, это прозвище, полученное в Сибири, а не родное имя. - Ред.).
Помощь независимым от Кучума сибирским землям, стесненным до междуречья Оби и Енисея (сохранившийся «осколок» прежней Рассении), могла прийти только от Московского царства, чьи войска обладали огнестрельным оружием. В военном отношении они были тогда очень слабы. Трагедия сибиряков, как и других народов, стремившихся жить в гармонии с природой, состояла в том, что, выигрывая в нравственном и духовном отношениях, они отставали от соседей технологически и лишали себя возможности использовать технический прогресс в интересах обороны. Оставалось уповать на помощь с запада, на ордынские корни казачества на Дону и Волге и пытаться заручиться его поддержкой. Именно поэтому к волжским и донским казакам был направлен из Сибири отличившийся в боях с джунгарами тысячник Ярмен (Ермак Тимофеевич) из знаменитого рода темучинов. Ремезовская летопись так описывает его внешность: «весьма мужествен, и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист».
От редакции. Вопрос о происхождении Ермака весьма спорен. Одни исследователи утверждают, что он был родом с берегов Камы, другие - из станицы Качалинской на Дону, третьи - из Борецкой волости (родом «з Двины з Борку») - нынешнего Виноградовского района Архангельской области. Высказывается также точка зрения, что Ермак происходит из Ногайской орды и был вхож в окружение местного правителя. Фольклорные источники ногайцев повествуют о том, что он был влюблен в высокородную тюркскую красавицу и вступил с нею в связь, а потом, спасаясь от гнева ее брата, вынужден был бежать на Волгу к казакам.
Есть и версия, что Ермак - из рода тайбугинов. Тайбугины, поясним, - это потомки Тайбуги - сына побежденного Чингисханом кереитского хана Тогрула (Ван-хана, явившегося, возможно, прототипом легендарного пресвитера Иоанна). Российский историк немецкого происхождения Герхард-Фридрих Миллер (XVIII век) утверждал, что Чингисхан взял несовершеннолетнего Тайбугу под опеку и сделал правителем Тюменского улуса Золотой Орды, впоследствии - Сибирское ханство. Его столицей стал город Чинги-Тура (нынешняя Тюмень). В пользу этой версии говорит то, что население Сибирского ханства не слишком помогало Кучуму и довольно лояльно отнеслось к походу Ермака, возможно видя в нем законного претендента на правление.
Тем временем в казанских землях в 1574 году начался очередной бунт против Московского государя. Подбиваемые крымским ханом Девлет-Гиреем луговые и горные черемисы подняли восстание. Царю пришлось посылать многочисленную рать к Казани. Одновременно надо было опасаться нового похода крымчаков прямо на Москву (в 1571 году они уже сожгли город).
Казанские бунтовщики рассчитывали и на помощь из Сибири от хана. Чтобы не допустить объединения восставших с отрядами Кучума, Иван IV в мае 1574 года жалованной грамотой разрешил Строгановым строить крепости на Тахчее и Тоболе, иметь огнестрельный наряд, нанимать пушкарей, пищальников, других служилых людей для защиты от набегов хана. Грамота обязывала Строгановых посылать на него ратников, остяков, вогуличей и югров (предки современных хантов и манси), самоедов (ненцы, энцы и нганасаны) и казаков.
Строгановы, получив эту жалованную грамоту, развернули бурную деятельность. Они разослали своих людей с письмами на Дон и Волгу, приглашая к себе вольных людей. Из Сибири к Строгановым приходили гонцы - большей частью это были волхвы, рассказывавшие о своих землях и их богатствах, о завоевательных походах джунгар и кайсаков, об узурпации власти Кучумом. Они стремились заинтересовать Строгановых и подтолкнуть их к организации похода. Считается, что именно волхвы показали людям Строгановых золотую статую богини Лады (т.н. Золотая Баба), которую историк Н.М. Карамзин называет драгоценным идолом, якобы принадлежащим остякам.
От редакции. «Золотая баба» - древнее божество, предмет поклонения населения северо-востока Руси и северо-запада Сибири. Первое упоминание об этом золотом божестве содержится в скандинавских сагах (поход викингов в 1023 году в Биармию). Известия о «Золотой бабе» имеются в книгах западноевропейских путешественников XVI века. Польский географ Матвей Меховский в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 г.) утверждал, что идол находился за Вяткой «при проникновении в Скифию». В работах Г.-Ф. Миллера (XVIII в.) указывается, что статуя «Золотая баба» была увезена на Обь «язычниками», не желающими становиться христианами.
По задумке Строгановых, возглавить поход в Сибирь должен был человек, который бы хорошо знал не только военное дело, но саму Сибирь, имел не простое происхождение, чтобы ему подчинилось местное население, традиционно испытывающее почтение к выходцам из знати. Таким предводителем похода стал Ермак. В 1574 году с полусотней опытных воинов он появляется у Строгановых и сговаривается с ними, что отправится на Волгу и Дон набирать дружину для похода в Сибирь. Строгановы обязались без него на восток за Каменный пояс (Урал) никого не отправлять.
Весной 1575 года Ермак появляется на Волге. На этой могучей реке тогда хозяйничали казаки. Но предложение отправиться в поход в Сибирь атаманы волжских казаков не восприняли. На сытной Волге им жилось вольготно и в суровую Сибирь идти не хотелось. К Ермаку пристала едва сотня казаков, с которыми возвращаться к Строгановым было бессмысленно.
Тогда он решил идти на Дон, чтобы продолжить сбор дружины. В 1577 году ему удается собрать около тысячи человек. Но они были еще плохо вооружены и обучены. Огнестрельное оружие тогда можно было получить только у царских воевод. Оставалось одно - идти воевать с Ливонией. Удобный момент скоро представился. В 1577 году Иван IV начал свой очередной поход в Ливонию. Около 3 тысяч донских казаков приняли в нем участие, получив опыт в организации осад городов и замков. Довелось воевать им и с поляками. Сохранилось донесение коменданта Могилева Стравинского польскому королю о подходе к городу русских полков, в нем подробно перечислены имена русских воевод и в самом конце перечня значатся: «Василий Янов - воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич - атаман казацкий».
Когда эпицентр боевых действий переместился в Литву, донские казаки ушли назад на Дон и Волгу - с днепровскими казаками они старались не воевать.
На Волге в то время по указу Ивана IV начали строить остроги, размещать в них стрельцов для противодействия казацкой вольнице и пресечения восстаний местных народов. Осознав, что на Волге уже не будет былой свободы, казаки обратили взоры на восток. Атаманы Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк собрали около 6 тысяч казаков и двинулись вверх по Волге и Каме на Урал. Летом 1579 года они уже были на Урале и предложили свои услуги Строгановым. Но последние, соблюдая уговор с Ермаком, предложили атаманам до его прибытия ограничиться охраной русских поселений.
Весной 1580 года Ермак со своей дружиной численностью 540 человек сел в струги и двинулся по Волге и Каме к Строгановым (датировка начала похода вызывает некоторые сомнения. Историк Р.Г. Скрынников датирует поход Ермака в Сибирь 1582 годом. Комендант Могилева поляк Стравинский упоминал о присутствии Ермака в московском войске в письме своему королю в июне 1581 года, впрочем, польские лазутчики могли и ошибаться: Ермак, возможно, к тому времени уже убыл на восток. - Ред.). В июне дружина Ермака соединилась с отрядами казачьих атаманов, ранее пришедшими на Урал.
По прибытии к Строгановым Ермак приступил к организации объединенной рати. С атаманами прибыло около 6 тысяч казаков. Добавим к этому дружину Ермака в 540 человек да еще отряд, созданный им из литовцев и немцев, выкупленных Строгановыми из царского плена. Всего набралось свыше 7 тысяч воинов. В поход отобрали около 6.400 человек. Поэтому правы те исследователи, включая Е.П. Савельева, которые считают, что с Ермаком пошли в поход от 6 до 7 тысяч человек. У их противника племянника Кучума Маметкула было войско численностью свыше 10 тысяч воинов, имевших опыт сражений с московскими ратями.
Казачья вольница подчинилась Ермаку без каких-либо серьезных дрязг. Не последнюю роль сыграло то, что Ермак, судя по всему, хорошо знал Сибирь, куда предлагал идти казакам. Он мог рассчитывать и на помощь местных волхвов-проводников, которые прибыли в лагерь казаков. Кроме того, Ермак не только стремился свергнуть Кучума, но и обещал казакам вывести их с территории московского государства на вольные земли Сибири, где скиты (поселения) крайне нуждались в мужчинах.
В конце июля 1580 года рать Ермака двинулась в поход. На плотах они спустилась до реки Тагил и стали строить струги, чтобы двигаться дальше. Тем временем местные жители - вогулы - обнаружили казаков. Как только казаки вышли к реке Туре, их встретила рать местного князя Епанчи. После двух столкновений они овладели княжеским городком. Сейчас на этом месте находится город Туринск. В конце сентября рать Ермака достигла города Чинги-Тура (нынешняя Тюмень) и овладела им без сопротивления.
В мае 1581 года Ермак поплыл вниз по Туре, проявляя необходимую осторожность. Для противодействия казакам свои силы объединили шесть князьков (имена трех из них известны: Кашкара, Варвара и Майтмас), которые с дружинами поджидали пришельцев в устье Туры. Там произошло первое упорное сражение, продолжавшееся несколько дней и закончившееся победой Ермака.
Далее казачья рать двинулась в направлении Кашлыка (его другие названия - Сибирь, Сибир, Сибер, Ибер, Искер; находится в 17 км выше современного Тобольска) - столицы Кучума, - ее «сопровождали» испытывающие недостаток в огнестрельном оружии воины Маметкула, не решавшиеся вступать в открытую схватку. Обстрелы с берега из луков и немногочисленных пищалей и пушек казакам существенных потерь не наносили.
21 июля у Бабасанских юрт состоялось сражение с главными силами войска Маметкула, завершившееся его поспешным отходом. 1 августа рать Ермака, не дойдя до устья Тобола 25 верст, остановилась в Карачине улусе (ныне село Карачино). Здесь жил знатный мурза - советник Кучума татарин Карача.
23 октября Кучум и Маметкул, собрав все свои силы, вновь попытались разбить казаков. Сражение было кровопролитным. Казаки опрокинули противника, Маметкул получил ранение и покинул поле боя. Лишившись предводителя, его войско отступило. В этом сражении казаки потеряли 107 человек убитыми, имена которых потом были занесены в синодик Тобольского собора.
26 октября 1581 года рать Ермака вступила в город Кашлык. Воссоединение Московии и Сибири фактически состоялось. С этого момента объединенная страна обретает полное право называться Расеей (Россией) как правопреемница древней Рассении. После путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию, где еще хорошо помнили древнюю Рассению, это название (Рассея) начинает вновь входить в обиход в Московии. Но до похода Ермака в Сибирь это название не вполне соответствовало небольшим размерам Московского государства.
От редакции. Наименование Расея впервые стали использовать при великом князе Иоанне (Иване) III. До этого правитель государственного образования, контролирующего Московские, Владимирские, Суздальские и Новгородские земли, звался великим князем Московским. В последней четверти XV века Московское княжество начинает носить название Русия, а Иоанн III - титул государя всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». В 1493 году Иоанн III включил выражение «всея Руси» в свой титул на переговорах с Литовским княжеством, правитель которого уже имел слово «Русь» в своем титуле (Великий князь Литовский и Русский).
Великое княжество Московское стало именоваться Русским царством после принятия великим князем Иоанном IV титула царя в 1547 г. В этот период (XV-XVI вв.) используются наименования Росия, Русия, Русское царство, Московское царство, Московия. Дала ли легендарная Россения жизнь термину «Росия», однозначно сказать сложно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ смотрите - https://ladstas.livejournal.com/482614.html
Journal information
месяцасороковника Белого Сияния и Покоя, или 22 декабря 2021 (по древнему славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару - с 18 часов по местному…