Миф №1. Битва изначально называлась Куликовской. Получено благословение Сергия Радонежского.
Спросите любого своего знакомого, как называлось сражение, в котором Дмитрий Донской разгромил войско Мамая. Уверен, что почти все они скажут – конечно же Куликовская битва! И это будет ошибкой.
Название Куликовская битва появилась лишь через несколько столетий. На самом деле в ранних летописях − это сражение именуется Донским побоищем.
Версия о том, что Сергий Радонежский мог благословить князя Дмитрия, то же принять невозможно.Так как Сергий Радонежский поддерживал митрополита Киприана, а князь Дмитрий Иванович поставил в митрополиты своего духовника (и архимандрита Спасского монастыря) Михаила-Митяя. По приказу князя собор церковных иерархов избрал Михаила-Митяя митрополитом.
Однако в Константинополе митрополитом был утвержден Киприан, к которому Дмитрий относился враждебно, и поэтому Киприан после прибытия в Москву подвергся унизительным третированиям со стороны московских властей и был насильственно выдворен за пределы владений великого князя. Это все подтверждается известными тремя посланиями Киприана. Сергий Радонежский поддерживал Киприана, соответственно он никак не мог дать своего благословения проклятому и отлученному от церкви князю Дмитрию. Если, конечно, считать Сергия принципиальным и последовательным человеком, а не двуличным интриганом.Миф №2. Большая численность войск
Во многих источниках можно прочитать, что на битву вышло войско Дмитрия Донского численностью в 50, 80, 100 тысяч воинов, а у Мамая было еще больше. Так вот, большая численность противоборствующих сторон – это очередной миф.
Войско Московитов вряд ли превышало 6-8 тысяч бойцов. Еще было 2-3 тысячи человек, выполняющие вспомогательную роль – они служили при обозе, охраняли лагерь и т.д. Но маловероятно, что они принимали участие в самой битве.
Ошибочно представление и про огромную численность войска князя Мамая. Мамай вряд ли располагал войском, существенно превышающем армию князя Дмитрия. Ведь к моменту Донского побоища, он потерпел поражение в борьбе с Тохтамышем и возвращался с остатками сил в свою вотчину Русколань (это территория Кубани, Дона, Крыма), где его и перехватил Дмитрий.
Кстати, отнюдь не все участники Донского побоища, которые нам известны из исторических источников, в действительности принимали в нем участие. Все дело в том, что начиная с XVI века многие представители боярских и дворянских родов, включали своих предков в эту битву.
Миф №3. В войске Руси были пешие воины
Один из самых распространенных мифов про Куликовскую битву, что в войске Дмитрия Ивановича было множество пеших воинов. Мужиков в лаптях и овчинах, вооруженных топорами и рогатинами, можно увидеть на многих картинах и иллюстрациях книг. Но так ли это?
В XIV веке в сражениях участвовали лишь профессиональные конные воины, составляющие дворы князей и бояр. Они имели качественное оружие и надежные доспехи. Основным наступательным вооружением всадников-снузников Руси было копье. Также воины имели прямые мечи, шестоперы, клевцы, прочее оружие.
Защита корпуса воинов обеспечивалась кольчугами и бригандинами. Голову от ударов уберегали шлемы различных типов. Для защиты рук и ног применялись наручи, поручи, кольчужные чулки. Разумеется, применялись воинами и щиты. Весь комплекс вооружения воина, и его боевой конь, стоили очень дорого.
Принимающие участие в Донском побоище войска состояли из княжеских и боярских дружин, городовых полков. Кстати, экипировка воинов городовых полком была такой же, как и у дворов князей и бояр. Просто они находились на службе городов. Все они также сражались конными.
Миф №4. Битва произошла между ордынцами и московитами
В начале 1360-х годов от Золотой Орды отпал Хорезм, под власть Литвы отошли земли в бассейне реки Днепр, стала самостоятельной Астрахань, Крым и казачьи земли Дикого поля составляющие державу Русколань. Русколанью в то время управлял князь Мамай. Об этом времени говорится в «Скифской истории» воеводы А.Лызлова (16-17век) так: «..Потом был у власти царь Темиросса, но не долго ибо князем Мамаем изгнан был, а потом убит…При царе Занибеке, Крым и все поля дикие (дикое поле это казачьи земли) стали жить по своей воле...».
В «Сказании о Мамаевом побоище», говорится что князь Мамай был приверженцем старой русской веры - родновер (язычник). Смотрим: "Попущением божьим, за грехи наши, по наваждению дьявола (не забываем что данное произведение писалось иудохристианами) поднялся князь восточной страны (Русколани), по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан...." "Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать Богов своих: Перуна и Салавата, и Раклия и Хорса..."
У нас принято считать, что Донское побоище (Куликовская битва) была, прелюдией перед полным освобождением Москвы от Ордынского владычества. На самом же деле всё было не так. Князь Мамай давно хотел возродить и расширить державу Русколань, для этого он планомерно на княжеских престолах расставлял своих людей. На Московский престол он посадил 9-ти летнего Дмитрия и потом всячески его защищал от нападок соседей. Если кто покушался на Москву, то полки Мамая прибывали тут же по первому зову Дмитрия и наказывали обидчиков. Но шло время и Мамай старел, а Дмитрий взрослел и наступил момент, когда Дмитрий решил поменять престарелого покровителя на более молодого хана Золотой Орды Тохтамыша. И вот когда уже престарелый Мамай потерпевший перед этим поражение от Тахтомыша возвращался домой они встретились на поле боя. Бывший покровитель и его подопечный стали теперь врагами (как было часто в то время), русы побили друг друга и ослабленные разошлись.
Тахтомыш выжидавший в сторонке чем дело закончиться, пустился в погоню за Мамаем и разгромил его обескровленное войско на реке Калке в 1380 г.. Жители Москвы были недовольны и в 1382 году Дмитрий вынужден был бежать из Москвы вместе с семьей и патриархом. Тохтамыш пришел на помощь, он осуществил поход на Москву захватил её и сжег. А затем приказал князю Дмитрию наказать новгородских ушкуйников за их очередные разбойничьи походы на Волгу и Каму, что тот безропотно и совершил. Ушкуйникам пришлось поменять свой опорный пункт с Новгорода на Хлынов (Вятка). Так долгожданная самостоятельность отодвинулась на многие десятилетия, а была так рядом если бы наши предки смогли договорится, а не биться, друг с другом на Куликовом поле.
Донское побоище – одна из величайших битв в нашей истории. Сражение обросло многочисленными мифами и легендами, которые прочно укоренились в нашем сознании. Мы рассмотрели лишь четыре, но их значительно больше.
Источник - http://welemudr.ru/?p=34528
ПС - на т.н. Куликовском поле, историки и учОные несколько веков искали артефакты от той битвы, но так ничего и не нашли... :)
Потому что эта битва произошла в центре Москвы:
Часть Москвы, на которой кучкуются куликовская топонимика и исторические памятники той битвы. Красным цветом обозначены названия, упоминаемые в ее описаниях - https://amigooo.livejournal.com/13187.html
Journal information
месяцасороковника Белого Сияния и Покоя, или 22 декабря 2021 (по древнему славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару - с 18 часов по местному…