ladstas (ladstas) wrote,
ladstas
ladstas

КОЛЯДА - Коловорот-зимнее Новолетие




Коляда — величайший Родноверческий Святодень Коловорота, ибо в сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, лета/года и окружность вообще.
Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».
Коляда: со-бытие Общинное Быти Громаде(1) в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому Славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!
Подготовка места Ещё засветло: дрова для большого Огня — во дворе, а тако же для малого — в очаге. Украшение избы (перво-наперво — Красный кут[2]): шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном плате — чир[3] Коляды (охрой). Кутья. Свечи восковые — для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий (лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои», набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы — дабы не брать Бадняк голыми руками.
Жданки Сыпать на стол зерно Коловратом, поверх — скатерть. На скатерть — пир горой. На зачин — слава Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой, вопрошает собравшихся: — Зрите ли меня, детушки? — Не зрим, батюшка! — отвечают ему. И тако — трижды. Затем волхв речёт: — Так дайте, Боги, чтобы и на будущий год не зрели! Все кланяются. Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.
Время заката Время заката — особливый страж сторожит. Сторожит — всем знак подаёт. Народ выходит на улицу провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса, ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То — окрутники[4] на честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да Морены. Все, в молчании, спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.
Встреча Полазника Пока за окнами бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник — в вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся одёжа его — в снегу, вместо посоха — печной ухват со скотьими бубенцами. Женщины метут еловым лапником перед ним пол. Хозяин спрашивает его: — Кто ты еси, Гость дорогой? Гость молчит. Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного.
Отведав угощения человеческого, Гость ответствует: — Роду я старым-старого, отец мой — Бык, мать моя — Корова! — Откуда же ты путь держишь? — Шёл я, шёл из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса густые. Шёл — по двенадцати камням, по двенадцати мостам. Как последний-то мост подо мною проломился, борода моя замочилася! — Что ты несёшь? — Жито да железо. Жито — в землю бросать; железо — топор ковать, древо рубить, мост мостить — трём Братьям ходить! — А кто эти Братья? — Первый Брат — красно Солнышко, второй Брат — ясен Месяц, третий Брат — дробный Дождичек! (Либо: Три Брата — три Огня[5]!) После сих слов Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут же: Предкам слава — круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору размётывает — честну братчину зачинает.
Бадняк После братчины Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу, кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя уходящих. Дойдя до места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение. Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк. Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!» Срубленный Бадняк с песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и малую. Большую часть оставляют на улице, а малую — пеленают как ребёнка и вносят в избу.
Затем все выходят во двор, где кормят кутьёй Мороз — ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх — дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню — хлебу поём, хлебу поём — хлебу честь воздаём! Старым людям — на услышанье, молодым — на потешанье! Всем добрым людям — на добро!»); заклинают-заговаривают дом и двор от всего нечистого, недоброго. Жрецы, с наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему «отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает: — Веселяк ли наш Бадняк? — Веселяк, батюшка, веселяк! — следует ответ. И так — до трёх раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг дома.) Жрецы бьют по горящему Бадняку посохами, высекая из него искры — на счастье. Все прыгают через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного) не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.
Окрута В разгар веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники. Со звериными криками — врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица — весела годица!» Либо: «Будь силён, как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины, выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше, чтобы жито на грядущий год выросло высоким).
Кудеса Ряженые отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят, разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.
Встреча рассвета Перед рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое Солнце. Богам Родным — славу поют, людям честным — благо призывают.
Особливо для окрутников Набрать заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала действа — удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках», всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек, явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п. Перед выходом с шелепугами — особый окрутный обряд, превращение в «иных». С каждым ударом шелепугой — наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в «Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом — обязательный обряд снятия окруты и очищение Огнём…
Избранные обрядовые словеса на Коляду

1. На крутой горе высокой Горят костры ярые, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучих Горит огнём негасимым Всяк живот поднебесной. Вокруг стоят старцы старые, Рекут старцы слово вещее Про живот, про смерть, Про весь Род человечь, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие, Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Заклятие великое Нежити беспутной на страх, Людям честным во здраву, А Богам Родным во славу! Гой, Коляда! Слава!
2. Как напала пороша Снегу беленького. Как по этой пороше Гуси-лебеди летели — Колядовщички, Недоросточки, Красны девушки — Ходили, искали Государева двора[6]. А Государев двор Ни близко, ни далёко, На семи столбах. А вокруг него Островерхий тын, Вокруг того тына Всё шелковая трава, На всякой травинке — По жемчужинке. А за тем тыном На красной горе Стоят три терема Златоверхие: Во первом терему — Светел Месяц, Во втором терему — Красно Солнышко, Во третьем терему — Часты звёздочки. Светел Месяц — То Хозяин во дому, Красно Солнышко –— То Хозяюшка[7], Часты звёздочки — Малы детушки. Как самого Хозяина Дома нетути, Дома нетути, Не случилося. Он уехавши Правый суд судить, Правый суд судить Да ряды рядить. Посудивши, порядивши Домой едет он, Он жене-то везёт Кунью шубку, Кунью шапочку, А своим-то сынам — По добру коню, Своим доченькам — По злату венцу, Своим служникам — По сапоженькам! Гой, Коляда! Слава!
3. Наша-то Коляда[8] Ни мала, ни велика, — Она в двери не лезет, Она в окна стучит: Не ломай, не сгибай, Весь пирог подавай! Виноградье красно-зелено! Виноградье красно-зелено! Гой, Коляда! Слава!
4. Уж ты, дядя Доброхот, Подай злата на проход! Выдашь — не выдашь, Будем ждать, У ворот стоять! Золотая голова, Шелковая борода, Ты подай пирожка Ради праздничка! Гой, Коляда! Слава!
5. А дажди, Свароже, тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу — осьмина, Ему с зерна — коврига, С полузерна — пирог! Надели его, Сварог, И житьём, и бытиём, И богатством — полон дом! И яви ему всего Ещё лучше того — Красивее да добрее! Гой, Коляда! Слава!
6. Коляда! Гой, Коляда! Слава!
Приходи-ка ты сюда! Подавай пиво-медок, Мы пойдём на мосток В позвонцы стучать — Овсеня встречать! Овсень едет на свинье. Ко самой Коляде!
7. День-Солнцеворот! Катись на огород, С огорода — на красно угорье, Подымись над нашим подворьем! Разгони, Огонь (либо: Сварог), потемь, Верни на Русь красный день! Гой, Коляда! Слава!
8. Ай Ты, Марушка, Матушка Зима! На что досадуешь, На что серчаешь? Чудь белоглазую По крыльцу гоняешь, Живот изводишь, Худом день полнишь! Полно, Матушка Зима, Птицу и зверя, Землю и воду мучить! Оправь бел платок, Взойди на порог, Откушай хлеба-соли нашего! Кланяемся Тебе, Марушка, Матушка Зима! Гой, Коляда! Слава!
9. Мороз Красный Ноc. Вот те хлеб да овёс, А к нам не ходи, Дом и двор не студи, Жито не губи, Угощенье прими! Гой, Коляда! Слава!
10. Батюшка Мороз. Ходи до нас кутью ести! Тут тебе сегодня веселиться, А весной не бывать — Будем пугом погонять! Гой, Коляда! Слава!
11. Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива да хлеба, Так и ты подай нам того ж На весь год — Всякого счастья, красы да здравья! Счастливо тебе Перегореться да повеселиться — По добру в очаг наш ложиться! Гой, Коляда! Слава!
12. Гой, Коляда! Гой, Коляда! Божич родился, Свята пришла! Гой, Коляда! Слава! Слава Роду!

[1] Громада — Община.
[2] Красный угол, домашняя Божница.
[3] Начертанный знак.
[4] Окрута — обрядовое обряжение в личины иных, оборотничество.
[5] Три Брата-Огня: Даждьбог Трисветлый — Солнце красное, Огонь Небесный; Перун Громовитый — Метатель огненных стрел-молний, соединяющих Небо и Землю; Огонь Сварожич — Огонь Земной.
[6] Вероятно, здесь «Государев двор» — это Небесная Обитель Отца Сварога. Хотя в некоторых других вариантах данной кощуны «Государь» («Князь», «Хозяин»…) обладает всеми чертами Велеса, а «Государев двор» — носит явно выраженную Навную (Иномирную) символику.
[7] Здесь: Солнце (круг — образ женского лона) соответствует женскому началу, а Месяц — Рогатый Бог-Отец (Велес Корович) — мужскому. Согласно другим вариантам, Солнце соответствует мужскому началу, а Луна — женскому.
[8] В разных вариантах данной колядки к Коляде обращаются и как к Божичу мужского рода («Коляда-Божич — Честной Сварожич»), и как к олицетворению праздника женского рода («Свята Коляда») бросаются в Огонь и сжигаются вместе с иными старыми, отжившими своё предметами, заготовленными заранее: старой обрядной утварью и одеждой, всевозможными наузами, отслужившими свой срок оберегами и т.п. Вкладывая оные вещи в Огонь, люди благодарят Богов за ниспосланные Ими Уроки, за все Их Дары, даже за такие, кои были связаны с телесной либо душевной болью, а тако же за те, коими не удалось (не хватило мудрости!..) воспользоваться в полной мере. Злобе же, ненависти, хуле и проклятьям нет места на сём действе!
Коляду - Колядки, или некоторые Рода празднуют как Корочун /Короткий День/, он же Карачун, он же Колотун, он же Калачин (Коло - круг. Чун /тун, тин/ - день.).
Это Праздник Новолетия - конца и начала летоисчисления (года) коловорота у некоторых славянских Родов.

Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам:

С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете ("году") - колдовская, мистическая ночь Корочуна (Чернобога), а на утро - появляется новое, "рождённое как бы заново" Яр-Солнышко - зимнее Новолетие, начинается Новое Коло - день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда (или или некоторые Рода празднуют как Корочун) - это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестоянию -  21-22 декабря.
Комоедица - Масленица(Весеннее равноденствие - Зеленые святки  21-22 марта)
Купала (Летнее солнцестояние - Желтые святки  21-22 июня)
Овсень (Осеннее равноденствие - Красные святки  21-22 сентября)

Празднование зимнего Новолетия - Коляды (или некоторые Рода празднуют как Корочун) начинали в день зимнего Солнцестояния. По нынешнему календарю это 22 декабря. Этот день, 22 декабря также - День Рождения бога Коляды.
Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Празднование продолжалось 3 дня - с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: "На воробьиный скок длиннее денек".
Днем готовили "Коляду": коллективную еду - складчину, и жгли большие праздничные костры - Краду - всю ночь.

Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) "Гоняли Попа или Балду" - горящий толстый обрубок бревна.
И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер - деревню ждало благоприятное житьё.
Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а "Балду" умасливали - поливали маслом (была и маленькая хитрость "Балду кормили маслом" - в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).
/По одной из версий, название церковнослужителя – поп, - это отголосок древнего язычества. В насмешку назван в честь «Попа-Балды», который «служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. По другой версии - поп - это Прах Отцов Предавший/.

Под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.
Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.
С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.

На второй день нельзя было пировать у себя дома - шли по гостям. По очереди друг к дружке.

В последнее утро праздника, из общего костра, приносили "Новый огонь" в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.
Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там "год" и проживешь!»)

После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова.

Устраивались «Огненные чистилища» - прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.
Коляда - это древний обычай "Преломления хлеба" на "Круг" - "С кем хлеб преломил, - то тебе и брат"
Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда - это коллективное круговое питание. Складчина.

Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы "Колядки" - веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских, украинских, белоруских деревнях и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников. И им, в общем-то, пока рады.
И ещё:
Калач, Калачин, Карачун - это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизирует собой "круг дня". Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета ("года").

На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины - символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались "Жаворонки" - булочки из каральки связанной в узел и уложенной как "Сидящий жаворонок". А на белые святки - на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.

К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года.

И всё же и этот запрет не соблюдался народом - и попы пошли на хитрость - перенеся колядки и белые святки на дни почитания их обрезанного "бога" (обрезанного года) - с 25 декабря и далее, пытаясь "привязать" их ко своему иудохристианскому эгрегору. Но всё неуклонно возвращается на круги своя...

Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего (Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за  движением Солнца.

Последний раз - кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Что бы не вносить путаницы - многие славянские Рода отмечают рождение нового Лета - по старому, в первый день зимнего Солнцестояния - на Коляду (по новому - ввели наступление нового Лета со дня осеннего Равноденствия - в честь великой Победы ариев над аримами-ханьцами, которых впоследствии прозвали китайцами - это произошло 7524 лета тому назад)  - отмечайте и тот и другой праздник.






Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание.
...Коляда праздновалась в декабре месяце, называемом до сих пор в Галичине Груднем (в старину - Просинцем), т.е. после окончания всех хозяйственных работ (обмолота, прядения и т.д.), в то время, когда земля покрывалась грудой (твердой мерзлостью) и когда можно было приглашать (просить) в гости знакомых и родственников из других селений, так как в другое время, из-за непроходимых тогда болот, этого нельзя было делать.
Праздник Коляды был чрезвычайно радостен (он таков и теперь), особенно для детей и молодежи, которая организованными группами в личинах (масках) и без них, с туром (ныне цапом-козою), с заученными маленькими пьесками колядовала, т.е. воколо (кругом) все дворы селения и под окнами пела колядки, а с туром заходила и в избы потешить и старых, и молодых.
В русской части Галичины Коляда начинается в Святый Вечер или в Добрый Вечер обильной, состоящей из двенадцати блюд Святой Вечерей (сочельником). Как только появятся первые звезды, хозяин, в сопровождении детей и челяди, вносит в избу заранее заготовленный сноп пшеницы, ржи или овса, с ним и вязанку мягкой соломы. Сноп ставят на лаве (скамье) за стол или скрыню, заменяющую стол, в углу на покутьи, чтобы он, как почетный гость, опирался в две стены, а солому разстилают на полу избы. Сноп величают Дедом, а солому Бабой (местами - Дедухом). Во время Вечери Деда гостят, вкладывают в него понемногу от всякого сухого блюда. По соломе дети кувыркаются , кукарекают, bsxfn? Блеют и т.д. Святая Вечеря состоит из растительных блюд - даров опекунши растений богини Лады. Воскуривши яловец (можжевельник), хозяин берет паланичку (токо печеный хлеб, в роде толстой лепешки), смазанную медом (в других местностях поджаренным луком), желает всем здоровья и счвастья, отрывает кусочек для себя и предлагает за тем по старшинству всем присутствующим. Всякий щипает (отрывает) себе кусочек и сьедает для здоровья и счастья. Стол покрыт скатертью или убрусом, под ним сено, а во всяком углу стола под скатертью зубец чесноку (против злых духов). Посредине стола два хлеба: Маланка и Василь (Лада и Велес), в верхний вкладывают свечу. Вокруг хлебов чесноковый венец. Маланку ставят на верху, Василя внизу (В Калушском у. в Галичине в день Нового Года (Василий - Велес) оба хлеба купают в реке или в колодце, после чего, покрыв пол хаты полотном, катят оба хлеба от порога к столу и опять ставят на стол, но теперь - Маланку внизу, а Василя на верху).
Вечеря состоит почти из всех национальных безмясных блюд: борщ, всякого рода вареники (с картошкой, капустой, гречневой кащей с грибами, пшеном, сливами и т.п.), пирожки, голубцы, вар (вареные сушеные фрукты), капуста, свекла, горох, фасоль и бобы, грибы, мед, фрукты и орехи. Обязательное блюдо, без которого нет Святой Вечери и которое кушают обыкновенно последним - кутья: вареная пшеница с медом, тертым (макогоном в макотре) маком и тертыми орехами. Хозяин берет немного кутьи в ложку и со словами Сейся, родися жито, пшеница и всякая пашница - сеет ее по потолку. Чем больше прилипнет кутьи к потолку, тем больше будет урожай для хозяина в наступающем году. Во время и после Вечери под окна подходят колядники. Где их не желают по скупости или другим поводам, стучат в окно, и колядники безмолвно уходят. После ужина пастух связывает все ложки веревочкой, чтобы товар (скот) во время пастьбы не расходился. Избы в праздник Коляды не метут (Баба на полу) и сора из хаты не выносят, чтобы не вынести вместе с ним ниспосланного в Коляду счастья и т.д. Коляда изобилует множеством других мелких обрядов и обычаев, уцелевших в одних и погибших в других деревнях и уездах, как тоже и гаданиями.
На самый день Коляды заготовляются дары скотьего бога Велеса: окорока, ядерницы (желудки и кишки с кашей и кусками сала), колбасы и т.д. К этому празднику более зажиточные хозяева колют и режут безрог (свиней), овец, телят и т.д.
В колядках упоминается имя Лады и Деда Ладо, а некоторые из них оканчиваются припевами Ой Дай-Боже! или Ой Дай-Бог! Перед Святой Вечерей, чествуя богиню здоровья и крепости Живу, в некоторых местностях моются в реках и потоках, как в Живный Четверг, считая воду в этот вечер целебной, что вместе с Дедом и Бабой, Дажь-Богом, Велесом и Ладой свидетельствует о соборности праздника Коляды, заменяющего белорусский праздник Дзядов.
Следует полдчеркнуть, что этот праздник, как ни один другой, сберег почти полностью свой древний, дохристианский облик, о котором упоминает автор рукописи Жизнь Владимира Великого. Святая Вечеря, забавы и увеселения (продолжающиеся до Щедрого Вечера), хождение с туром, надевание личин, пение колядок и щедровок, и проч., и проч., происходят ныне так же, как почти тысячу лет тому назад, до принятия христианства. И сама бес Коляда, как ее назвал автор упомянутой рукописи, все ея обряды - глубоко нравственны и чрезвычайно милы. Весь праздник дышет любовью к Богу, предкам и живущим ближним, и даже к скоту. Воскурив яловец в избе, хозяин, тут же перед Святой Вечерей, отправляется с ниv и и хлебом ( в некоторых местнгостях с особо для этой цели печеными калачиками) в хлева и на птичий двор и балует им всю домашнюю скотину и птицу. В этот Добрый, Святый Вечер скот и птицы разговаривают человеческим языком. Но храни Господь подслушивать: любопытного ждет верная семерть. В праздник Коляды постоянно поздравляют друг друга и желают всяких благ: Помогай Бог на счастье, на здоровье! Дай вам Бог из росы и воды! Сейся, родися для вас и худобки! И в миски, и в желобки! Дай Боже счастья! Дай Боже, дай Боже, дай Боже и вам! Поздравляют и хозяина, и хозяйку, их детей и всю челядь, и всякого в избе особо. Многие колядки, которые поются под окнами, содержат в себе и всякого рода пожелания, но обычай сохранился, что один из колядников, после окончания пения колядников под окном, входит в избу и обязательно еще раз поздравляет и желает - виршуе (так как все поздравления и желания приукрашены рифмой), после чего получает коляду, т.е. или деньги, или что-нибудь сьестное.
Упоминаемая в Предании колядка в Галичине в общем употреблении:
Ой в саду, садойку
Там павойки ходят,
Там повойки ходят
И перойки ронят. И т.д.
В иных местностях поют: садочку или садоньку, павочки или павоньки, перячка или перонька.
й у садоньку
Ой у садочку павоньки ходять,
Павоньки ходять, пірячко ронять.
Ходить за ними красна дівонька,
Піря збирає, вінок збиває.
Та схопилися буйні вітрове,
Буйні вітрове, шайні дощове.
Шайнули вільком у тихі води,
У тихі води, в глибокий Дунай.
ИСТОЧНИК

Tags: Коляда, Праздники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ladstas december 22, 2021 07:27 13
Buy for 20 tokens
Зимнее славянское Новолетие по славяно-арийскому к О лендарю, Коловорот-Новое Коло (новый круг Яр-Солнца) начинается 13 Бейлетъ - месяца сороковника Белого Сияния и Покоя, или 22 декабря 2021 (по древнему славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару - с 18 часов по местному…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments